25 сентября 2024 года в рамках "Мастерской музыкальной журналистики" организованной детской музыкальной школой города Самара, я посетила оперетту Д.Шостаковича "Москва, Черёмушки", поставленную в нашем Самарском театре имени Д. Шостаковича. Дмитрий Дмитриевич –самый выдающийся отечественный композитор 20 века. Для нас, самарцев, он близок тем, что жил здесь в эвакуации с 1941 по 1943 года. Именно в нашем городе композитор закончил работу над Седьмой (Ленинградской) симфонией и 5 марта 1942 года со сцены театра она звучала в Куйбышеве. Мне было интересно познакомиться с его опереттным творчеством. Нужно отметить колоритность музыки Шостаковича в "Москве, Черёмушки": простые мелодии, лейтмотивы, основой которых стали всем известные песни, создают нечто родное и близкое всему русскому народу. Так называемая "цитатность" музыки стала визитной карточкой произведения. В музыке переданы настроения героев, их отношение к друг другу, отражены завязка конфликта, его развитие, кульминация и разрешение. Работа Евгения Хохлова и Алишера Бабаева безусловно огромна, у них получилось сохранить атмосферу того времени, создать слаженную выстроенную инструментальную линию. Мне кажется, что барабанная партия, в целом ритмичность показывают строй СССР того времени. Выстроенность и, в некоторых партиях, соответствие голоса точно в ритм партии инструментов передают тему марша. Характеры героев разумеется отражены в музыке: лирические и мечтательные партии Маши и Саши главной темой которых стал вальс, решительные и грозные, а где-то забавные партии Дребеднёва и Вавы, переданы чудачество и наивность Лидочки и её отца. Благодаря Максиму Пожидаеву и Марине Монастырской, хор стал и отдельным героем в спектакле, и, вместе с этим, удачно дополнял каждую партию героев и выступал с ними как единое целое. Хочется отметить прекрасный звук и акустику зала, как с партера так и с балкона были слышны все мелизмы и текст , конечно, это заслуга мастерства вокалистов: приятные, насыщенные тембры, яркие солирующие партии. Особенно ярким персонажем для меня стал Барабашкин. Иван Пилюкшин точно попал в самодурный образ управхоза. Манера речи и голос хорошо раскрыли персонажа. "Танец стиляг" – стал моим любимым танцевальном номером. Удивительно как Юлиана Малхасянц и танцоры в одном спектакле смогли уместить разноплановые танцевальные жанры и как им удалось вжиться в такие разные образы. Нельзя приуменьшать актёрскую работу кордебалетной труппы, с их лиц считывались эмоции, чувства, которые они хотели донести до публики. Солирующий танец, в основу которого Шостакович взял народную песню "Цыплёнок жаренный…" и постановка самого танца не могла не улыбнуть зрителей. Очень понравилась художественная составляющая оперетты, которая как по мне помогает приобщить молодежь к классическим произведениям, создает мостик между композитором и слушателем. Елена Соловьева передала стиль и моду той эпохи. Каждому персонажу соответствовала его одежда. Она выделила антагонистов яркими и запоминающимися костюмами. Наряд Вавы сильно отличался от других героинь не только ярким, вызывающим цветом, но и плотностью ткани. Можно заметить, что и у Маши и у Лидочки платья лёгкие, отражающие их воздушность, искренность, доброту, в отличии от Валентины, чей костюм, в сочетании с элегантностью, был сделан из плотной ткани показывающий чопорность её характера, отстранённость от людей ниже её по положению в обществе. Также дополнительные аксессуары Вавы стали не только модными элементами образа, например, перчатки также знаменуют её недоброжелательность к людям, ведь открытые руки человека всегда символизировали его благие намерения. Костюмы массовки тоже достойны отдельного внимания. Очень вдохновляет детальность проработки каждого образа. Среди жителей Марьиной рощи представлены все профессии, слои общества: врачи, военные, пионеры, маленькие дети, учителя и так далее. За работу со светом, за декорации и видео составляющую спектакля хочется поблагодарить Костюченко, Авраменко, Гуммеля и Пырялина. Визуал в принципе за последние годы вышел на новый уровень. Сцены стали более объёмные и живые. Я уверена что даже совсем юным зрителям было интересно смотреть оперетту, не смотря на серьезность проблемы, которую поднимают в ней. Оформление лирических отступлений (мечты Саши и Маши, мечты Лидочки о новом доме в Черёмушках, диалог Бориса и Лидочки о сравнении древнерусских и современных домов) их визуализация в фантастично-мечтаиельной форме,помогают нам полностью погрузиться в спектакль. Полупрозрачный экран с анимацией лично для меня был новинкой и я нахожилась в полном восторге от происходящего на сцене. Об актуальности работы можно рассуждать долго. Период, в котором происходят события–это послевоенное время и Шостакович, Масс и Червинский, видевшие все ужасы войны и как менялось настроение людей после её окончания, разумеется полностью раскрыли как персонажей, так и проблемы чинопочитания, жилищного вопроса, взаимоотношения людей между друг другом, справедливости, закона и беззакония. Оперетта показывает ценности людей в 50-ые годы. Сам жанр оперетты я думаю был выбран не случайно, в шуточной форме Шостакович рассказывает об ужасных вещах, раскрывая настроения наших предков того времени: оптимизм после войны перекрывал все невзгоды и трудности жизни. Панельные дома, которые так ненавистны нами сейчас своей типичностью, в то время были глотком свободы. И как не странно сейчас эта проблема не утратила свою актуальность, у нас также много домов в аварийном состоянии, которые никто не ремонтирует, мест для людей не хватает, поэтому культурная, эстетичная составляющая зданий ушла ещё в начале 20 века, а нам остались лишь однотипные "коробки", в которых есть все удобства для человека. Эхо войны до сих пор отражается в нашей жизни и мы должны помнить с чем боролись те же мы, только в другое время. Хочется сказать большое спасибо всем людям, которые работали над этим произведением, которое по праву можно назвать знаменем эпохи и продолжением его в нас. -- Елена Смирнова