Й. Гайдн и традиции народной музыки
Франц Йозеф Гайдн (1732–1809), австрийский композитор XVIII столетия, представитель венской классической школы, один из основоположников таких музыкальных жанров, как симфония и струнный квартет.
Будущий композитор родился в деревне Рорау в простой семье: его отец был каретным мастером, а мать до рождения сына – кухаркой у владельцев деревни. Но это не мешало его родителям любить музыку. Она постоянно звучала на импровизированных домашних концертах, которые по воскресеньям устраивал отец. В основном это были народные песни – австрийские, немецкие, венгерские, славянские.
Так уже с детства Гайдн полюбил фольклор, и в дальнейшем он будет часто использовать народные мелодии в своем творчестве. В частности, они прозвучат в зингшпиле «Асмодей, или Хромой бес», который Гайдн написал в девятнадцать лет.
Основа музыкального языка Й. Гайдна – жанрово-бытовые, песенные и танцевальные интонации, иногда заимствованные из фольклорных источников. Включенные в сложный процесс симфонического развития, они обнаруживают новые образные, динамические возможности.
Гайдн опирался на достижения австрийских, немецких, итальянских, французских, чешских мастеров. В традициях венского бытового музицирования созданы многие его дивертисменты и трио.
Творчество композитора отличает широта фольклорных связей, в нем ощущается влияние австрийского, немецкого, венгерского, славянского, хорватского народного искусства.
Так, например, в I части симфонии № 104 (Ре мажор) звучит песенно-танцевальная тема главной партии, изложенная струнными на пиано, а в заключительном кадансе вступает весь оркестр, неся с собой задорное веселье.
Также в I части симфонии № 103 обе темы экспозиции мажорные: задорны, жизнерадостны, в жанровом отношении близки австрийскому лендлеру.
Гайдновские менуэты стали эталоном жизненной энергии и оптимизма. Чаще всего это живые сценки народного быта. Преобладают менуэты, несущие традиции крестьянской танцевальной музыки, в частности, австрийского лендлера (как, например, в симфонии № 104). Более галантный менуэт в «Военной» симфонии, причудливо-скерцозный (благодаря острой ритмике) – в симфонии № 103.
Ни одно произведение Гайдна не приносило ему успеха столь сенсационного, как две последние оратории. Созданные в самом конце жизненного пути композитора («Сотворение мира» в 1798 г., «Времена года» в 1801 г.), они наиболее полно раскрыли его представления о жизни и ее главных ценностях.
Тема смен времен года в природе для музыки никогда еще она не была столь тесно связана с жизнью народа, как у Гайдна.
Основу оратории «Времена года» составляют картины крестьянского труда и быта, деревенской природы, мир чувств простых землепашцев, крестьянская психология. Гайдн прославляет людей труда, чистых сердцем, способных простодушно радоваться жизни.
Как выдающийся представитель венской классической школы, Гайдн органически претворил в своем творчестве австрийский музыкальный фольклор во всей его полноте и многообразии, в сочетании разнонациональных элементов – южнонемецких, славянских (в особенности хорватских), венгерских. В своих произведениях Гайдн использовал подлинные народные мелодии, существенно их видоизменяя, а также создавал и собственные мелодии в духе и характере народных песен.
Гайдн написал 429 обработок народных мелодий в период с 1790-го по 1804-й год. Эта работа была новым видом деятельности для зрелого автора.
Об исключительной значимости произведений Гайдна в эволюции инструментальной музыки писал П. Чайковский: «Гайдн обессмертил себя если не изобретением, то усовершенствованием той превосходной, идеально уравновешенной формы сонаты и симфонии, которую впоследствии Моцарт и Бетховен довели до последней степени законченности и красоты». «Не будь его, – не было бы ни Моцарта, ни Бетховена».