Детская музыкальная школа № 17 г. Самара | Й. Гайдн и традиции народной музыки

Й. Гайдн и традиции народной музыки

Франц Йозеф Гайдн (1732–1809), австрийский композитор XVIII столетия, представитель венской классической школы, один из основоположников таких музыкальных жанров, как симфония и струнный квартет.

Будущий композитор родился в деревне Рорау в простой семье: его отец был каретным мастером, а мать до рождения сына – кухаркой у владельцев деревни. Но это не мешало его родителям любить музыку. Она постоянно звучала на импровизированных домашних концертах, которые по воскресеньям устраивал отец. В основном это были народные песни – австрийские, немецкие, венгерские, славянские.

Так уже с детства Гайдн полюбил фольклор, и в дальнейшем он будет часто использовать народные мелодии в своем творчестве. В частности, они прозвучат в зингшпиле «Асмодей, или Хромой бес», который Гайдн написал в девятнадцать лет.

Основа музыкального языка Й. Гайдна – жанрово-бытовые, песенные и танцевальные интонации, иногда заимствованные из фольклорных источников. Включенные в сложный процесс симфонического развития, они обнаруживают новые образные, динамические возможности.

Гайдн опирался на достижения австрийских, немецких, итальянских, французских, чешских мастеров. В традициях венского бытового музицирования созданы многие его дивертисменты и трио.

Творчество композитора отличает широта фольклорных связей, в нем ощущается влияние австрийского, немецкого, венгерского, славянского, хорватского народного искусства.

Так, например, в I части симфонии № 104 (Ре мажор) звучит песенно-танцевальная тема главной партии, изложенная струнными на пиано, а в заключительном кадансе вступает весь оркестр, неся с собой задорное веселье.

Гайдн. Симфония № 104, 1 часть

Также в I части симфонии № 103 обе темы экспозиции мажорные: задорны, жизнерадостны, в жанровом отношении близки австрийскому лендлеру.

Гайдн. Симфония 103, 1 часть. Главная партия

Гайдновские менуэты стали эталоном жизненной энергии и оптимизма. Чаще всего это живые сценки народного быта. Преобладают менуэты, несущие традиции крестьянской танцевальной музыки, в частности, австрийского лендлера (как, например, в симфонии № 104). Более галантный менуэт в «Военной» симфонии, причудливо-скерцозный (благодаря острой ритмике) – в симфонии № 103.

Ни одно произведение Гайдна не приносило ему успеха столь сенсационного, как две последние оратории. Созданные в самом конце жизненного пути композитора («Сотворение мира» в 1798 г., «Времена года» в 1801 г.), они наиболее полно раскрыли его представления о жизни и ее главных ценностях.

Тема смен времен года в природе для музыки никогда еще она не была столь тесно связана с жизнью народа, как у Гайдна.

Основу оратории «Времена года» составляют картины крестьянского труда и быта, деревенской природы, мир чувств простых землепашцев, крестьянская психология. Гайдн прославляет людей труда, чистых сердцем, способных простодушно радоваться жизни.

Гайдн. Времена года. Зима
Гайдн. Времена года. Гроза

Как выдающийся представитель венской классической школы, Гайдн органически претворил в своем творчестве австрийский музыкальный фольклор во всей его полноте и многообразии, в сочетании разнонациональных элементов – южнонемецких, славянских (в особенности хорватских), венгерских. В своих произведениях Гайдн использовал подлинные народные мелодии, существенно их видоизменяя, а также создавал и собственные мелодии в духе и характере народных песен.

Гайдн. Детская симфония
Й. Гайдн. Песня пастушки

Гайдн написал 429 обработок народных мелодий в период с 1790-го по 1804-й год. Эта работа была новым видом деятельности для зрелого автора.

Об исключительной значимости произведений Гайдна в эволюции инструментальной музыки писал П. Чайковский: «Гайдн обессмертил себя если не изобретением, то усовершенствованием той превосходной, идеально уравновешенной формы сонаты и симфонии, которую впоследствии Моцарт и Бетховен довели до последней степени законченности и красоты». «Не будь его, – не было бы ни Моцарта, ни Бетховена».

Яндекс.Метрика