Детская музыкальная школа № 17 г. Самара | Сольфеджио. Преподаватель А.А. Семенихина

Сольфеджио, музыкальная литература. Преподаватель А. А. Семенихина
Домашние задания с 11 по 16 октября 2021 года

1 класс (нар.)
Сольфеджио
Домашнее задание с 11 по 16 октября

Тема урока: Параллельные тональности

Правило: Параллельные тональности – мажорные и минорные тональности, которые имеют одинаковые звуки и ключевые знаки. Параллельная минорная тональность отстоит на три полутона вниз от мажорной.

Прослушать видеоурок.

Выполнить задания:

1. В нотной тетради построить параллельный минор к До мажору, Соль мажору и Фа мажору.

2. Правило переписать в тетрадь для правил и выучить наизусть.

3. В рабочей тетради выполнить № 1, 2 стр. 6, № 1, 2, 3, 4, 5 стр. 11

4. По учебнику петь № 7, 8, 9

Музыкальная литература

Тема урока: Музыкальные инструменты. Орган.

Музыкальные инструменты различаются по своему строению и способу извлечения звука. По этим признакам они делятся на струнные смычковые, струнные щипковые, духовые, ударные, клавишные.

ОРГАН.

Самый большой из всех существующих на земле инструментов. Большие трубы с помощью легкого дуновения звучать не заставишь. Поэтому люди стали искать механизм, заменяющий человеческое дыхание.

И отыскали его в кузнице. Приспособили эти кузнечные меха к трубам и они зазвучали, и придумали специальный механизм, который пропускал воздух к трубам по очереди. И все ключи от этого механизма дали в руки одному музыканту.

У органа есть чудесное устройство, которое превращает его в инструмент-оркестр. Над клавиатурой находятся рычажки, которые переключают регистры – таким образом меняется голос органа. Каждой клавише соответствуют несколько десятков или сотен труб, издающих звуки одной высоты, но разного тембра.

Стена сверкающих труб, которую мы можем видеть, входя в концертный зал, - это лишь часть органа. Орган в концертном зале имени Чайковского имеет 9 тысяч труб.

Задание: Посмотреть видео «Устройство органа».

Запомнить, как устроен этот инструмент.

5 класс
Сольфеджио
Задания с 11 по 16 октября

Тема урока: Уменьшенное трезвучие.

Правило: Уменьшенное трезвучие – трезвучие, которое состоит из двух малых терций, крайние звуки образуют уменьшенную квинту. Строится в натуральном мажоре и гармоническом миноре на VII ступени, а в натуральном миноре на II ступени. При разрешении нижний звук удваивается. Полученный аккорд с основанием на I ступени называется неполным Т 5\3 с удвоенной примой, а с основанием на III ступени – Т6 с удвоенной терцией, неполным.

По учебнику: 2,стр. 35-36, всё прочитать. Выполнить упр. №1 и 2 на стр. 36. Петь 3 91,92,94 – найти ум.5\3.

Правило переписать и выучить.

В раб. тетради: №10, стр.19, №16, 17 стр. 21

Музыкальная литература

Тема урока: Органные произведения И.С. Баха.

По учебнику: прочитать данную тему (стр. 28-29), ответить на вопросы:

1. Как устроен орган?

2. Какие произведения Бах написал для органа?

3. Что такое Хорал?

4. Расскаэать о хоральной прелюдии фа минор.

5. Прослушать Токкату и фугу ре минор для органа. Поделиться своими впечатлениями о музыке.

6 класс
Домашние задания с 11 по 16 октября
Сольфеджио

Тема урока: Гармонический мажор.

Правило: В гармоническом виде мажора при движении вверх и вниз понижается VI ступень на полутон.

Например:

По учебнику: прочитать стр.59.

Спеть № 254 с разбором.

Разобрать № 258,259,260. Переписать в нотную тетрадь.

Играть Упр.№ 261,262.

В рабочей тетради: № 1, 2 стр. 8, № 6, 7 стр. 18.

Музыкальная литература

Тема урока: Романс А.А. Алябьева «Соловей».

«Соловей» впервые прозвучал в Большом театре 7 января 1827 года в исполнении кумира московских меломанов Петра Булахова и вошел в репертуар выдающихся русских и зарубежных исполнителей. Современники Пушкина слышали «Соловья» в исполнении знаменитой Прасковьи Бартеневой, немецкой «оперной дивы» Генриэтты Зонтаг (ее даже называли «соловьем»), а в 40—50-е годы «Соловей» стал коронным номером Полины Виардо, включавшей его во все свои концертные программы и в сцену урока пения в «Севильском цирюльнике», что вызывало шквал аплодисментов.

Эту песню очень любил М. И. Глинка. В 1833 году, будучи в Берлине, он написал на нее вариации, которые были изданы в Петербурге издателем М. Бернардом.

К этой песне Алябьева не остался равнодушным и Ф. Лист: он сделал свою обработку и вместе с другой своей транскрипцией – песни «Ты не проверишь, как ты мила» П. Булахова - издал ее в Петербурге в 1842 году в приложении к альманаху «Нувеллист», издававшемуся все тем же М. Бернардом.

Интересно признание П. Чайковского: «Иногда в музыке нравится что-то совершенно неуловимое и не поддающееся критическому анализу. Я не могу без слез слышать «Соловья» Алябьева!!! А по отзыву авторитетов – это верх пошлости» (из письма к Н. Ф. фон Мекк от 3 мая 1877 года).

В репертуарах скрипачей часто присутствует фантазия выдающегося бельгийского музыканта Анри Вьетана на тему «Соловья».

У самого композитора эта песня была любимой и даже имела для него своеобразный символический смысл. Образ соловья, певца русских лесов, Алябьев связывал со своей тяжелой судьбой, своей тоской по родному краю и продолжал развивать эту тему в ряде романсов более позднего времени - «Прощанье с соловьем» (1829), «Прощанье с соловьем на севере».

Дельвиг посвятил это стихотворение своему другу Александру Пушкину, прощаясь с ним, когда поэт был сослан на Кавказ, и Алябьев также мог оказаться в ссылке, тогда эта незатейливая песенка приобретает более глубокий смысл: соловей выступает как связующее звено между сосланным и его друзьями, а также как символ певца-поэта, который остается свободным и вещает о свободе. То, что соловей в 1825 году воспринимался именно так, подтверждают многочисленные стихотворения и песни, в названии которых намеренно используется этот образ.

«Соловей» Дельвига и Алябьева с первых дней своего существования приобрел огромную популярность в России и одновременно стал шлягером в Западной Европе.

Прослушать романс.

Подготовить пересказ.

В рабочей тетради: № 29,стр.21.

8 класс
Домашние задания с 11 по 16 октября
Сольфеджио

Тема урока: Септаккорд II ступени в мажоре и в миноре.

В натуральном мажоре на II ступени образуется малый минорный септаккорд, называемый септаккордом II ступени ( II7).

Прима – II ст., терция – IV ст., квинта – VI ст., септима – I ст.

Интервальный состав II7 в натуральном мажоре: м3+б3+м3, в натуральном миноре: м3+ м3+ б3.

Постоянного разрешения II7 не имеет и может переходить в Т5\3 через Д4\3 путем нисходящего движения квинты и септимы.

Пример аккорда от II ступени «До мажора»

Обращение Название аккорда Состав Обозначены

Основной аккорд Септаккорд второй ступени м. 3 + б. 3 + м. 3II7 Первое Квинтсекстаккорд второй ступени б. 3 + м. 3 + б. 2II65 Второе Терцквартаккорд второй ступени м. 3 + б. 2 + м. 3II43 Третье Секундаккорд второй ступени б. 2 + м. 3 + б. 3II2

II7 и его обращения II6\5, II4\3, выполняют функцию субдоминанты. В основе обращений малого минорного септаккорда лежат обращения мажорного трезвучия: S II6\5 – это Т5\3 с б2 наверху, S II 4\3 – Т6 с б2 в середине, S II2 – Т6\4 с б2 внизу.

Петь: Одноголосие № 280, Двухголосие №111.

Наизусть: Правило №5.

Играть: песню правой рукой

Слушать: интервалы

Рабочая тетрадь: №8,9,10,11 стр. 21.

Музыкальная литература

Тема урока: Э. В. Денисов.

Русская музыка наших дней представлена рядом крупных фигур. Среди первых из них — москвич Э. Денисов. Имея за плечами обучение игре на фортепиано (Томское музыкальное училище, 1950) и университетское образование (физико-математический факультет Томского университета, 1951), двадцатидвухлетний композитор поступил в Московскую консерваторию к В. Шебалину. Годы исканий после окончания консерватории (1956) и аспирантуры (1959) отмечены влиянием Д. Шостаковича, который поддержал талант молодого композитора и с которым Денисов сдружился в ту пору. Осознав, что консерватория научила его тому, как писали, а не тому, как надо писать, молодой композитор занялся освоением современных методов сочинения и поисками своего пути. Денисов изучил И. Стравинского, Б. Бартока (его памяти посвящен Второй струнный квартет — 1961), П. Хиндемита , К. Дебюсси, А. Шенберга, А. Веберна.

Собственный стиль Денисова складывается постепенно в сочинениях начала 60-х гг. Первым ярким взлетом нового стиля стало «Солнце инков» для сопрано и 11 инструментов (1964, текст Г. Мистраль): поэзия природы, с отголосками древнейших образов, выступает в наряде звонких радужных интенсивных музыкальных красок. Другая грань стиля — в Трех пьесах для виолончели и фортепиано (1967): в крайних частях это музыка углубленной лирической сосредоточенности, напряженная виолончельная кантилена с нежнейшими звучаниями рояля в высоком регистре, в контрасте с величайшей ритмической энергией асимметричных «точек, уколов, шлепков», даже «выстрелов» средней пьесы. Сюда же примыкает и Второе фортепианное трио (1971) — музыка сердца, тонкая, поэтичная.

Фантастическое сочетание изысканной красоты утонченных звучаний и абсурдистского текста составляет основной тон десятичастного цикла «Голубая тетрадь» (на ст. А. Введенского и Д. Хармса, 1984) для сопрано, чтеца, скрипки, виолончели, двух фортепиано и трех групп колоколов. Сквозь невероятный гротеск и хлесткий алогизм («Там томился в клетке Бог без очей, без рук, без ног...» — № 3) вдруг пробиваются трагические мотивы («Я вижу искаженный мир, я слышу шепот заглушенных лир» — № 10).

С 70-х гг. все чаще Денисов обращается к крупным формам. Это инструментальные концерты (св. 10), замечательный Реквием (1980), но он — скорее высокая философская поэма о жизни человеческой. К лучшим достижениям относятся Скрипичный концерт (1977), лирически проникновенный Виолончельный (1972), оригинальнейший Concerto piccolo (1977) для саксофониста (играющего на разных саксофонах) и огромного оркестра ударных (6 групп), балет «Исповедь» по А. Мюссе (пост. 1984), оперы «Пена дней» (по роману Б. Виана, 1981), с большим успехом исполненная в Париже в марте 1986 г., «Четыре девушки» (по П. Пикассо, 1987). Обобщением зрелого стиля явилась Симфония для большого оркестра (1987). Эпиграфом к ней могли бы стать слова композитора: «в моей музыке лиризм — это самое главное». Широта симфонического дыхания достигается многообразным спектром лирических звучностей — от нежнейших дуновений до могучих волн экспрессивных нагнетаний. В связи с 1000-летием крещения Руси Денисов создал большое произведение для хора a cappella «Свете тихий» (1988).

Искусство Денисова духовно родственно «петровской» линии русской культуры, традиции А. Пушкина, И. Тургенева, Л. Толстого.

3 класс
Домашние задания с 11 по 16 октября
Сольфеджио

Тема урока: Трезвучия главных ступеней.

• Трезвучие, построенное от I ступени: тоническое. Обозначается: T.

• Трезвучие, построенное от IV ступени: субдоминантовое. Обозначается: S.

• Трезвучие, построенное от V ступени: доминантовое. Обозначается: D.

Обратите внимание: все три главных трезвучия — мажорные. Они соответствуют звучанию мажорного лада: и лад мажорный, и трезвучия мажорные.

Главные трезвучия построены от I, IV и V ступеней.

Аналогично строим трезвучия в миноре. На главных ступенях будут располагаться минорные трезвучия. Названия трезвучий такое же, как и в мажоре, только они обозначаются маленькими буквами: t, s, d.

Правило переписать в тетрадь для правил, запомнить.

В нотной тетради построить Т5\3, S5\3, Д5\3 в гаммах Ре мажор, Си ь мажор, си минор, соль минор.

По учебнику разобрать и спеть №67,68. Найти главные ступени.

Играть: № 72,73.

Наизусть: песенку на б3.

В рабочей тетради: ре минор (11), ч5 (15), №5 (17), №14 (18)

Слушание музыки

Тема: Музыкальный пейзаж как основа музыкального художественного образа.

К. Дебюсси. Фортепианные прелюдии «Вереск», «Ветер на равнине».

Двадцать четыре прелюдии Дебюсси – это цикл миниатюрных музыкальных картин, в каждой из которых заключен совершенно самостоятельный художественный образ.

Прослушать пьесы.

Посмотреть рисунки других детей, создать свой образ.

2 класс (нар.)
Домашнее задание с 11 по 16 октября

Сольфеджио, музыкальная литература 2 класс (нар.).pdf

3 класс (нар.)
Домашнее задание с 11 по 16 октября

Сольфеджио, музыкальная литература 3 класс (нар.).pdf

4 класс
Домашнее задание с 11 по 16 октября

Сольфеджио, музыкальная литература 4 класс.pdf

4 класс (нар.)
Домашнее задание с 11 по 16 октября

Сольфеджио, музыкальная литература 4 класс (нар.).pdf

5 класс (нар.)
Домашнее задание с 11 по 16 октября

Сольфеджио, музыкальная литература 5 класс (нар.).pdf

Яндекс.Метрика